|
|||||||
С 1967 года институт обретает новое имя - Московский НИИ приборостроения (МНИИП). Возрастает сложность проблем, решаемых коллективом, развиваются научные школы и технические направления. В институте сформировался мощный научный потенциал, выросли крупные ученые и специалисты: с 1945 года действует аспирантура по нескольким научным специальностям, а с 1951 года - Ученый совет. В институте подготовлено 178 кандидата наук и 18 докторов. Л. Д. Бахрах, А. А. Пистолькорс (1896 - 1996 гг.), В. Б. Штейншлейгер, А. П. Реутов являются членами-корреспондентами Российской академии наук, а А. Л. Микаэлян - действительным членом этой академии. В процессе развития радиопромышленности в стране часть тематики передаётся на предприятия Москвы и других городов - возникают новые НИИ и КБ. При серийном выпуске аппаратуры, разработанной институтом, совершенствуются и укрепляются в производственном и технологическом направлениях заводы и производственные объединения. В 1966 - 1974 гг. для пилотируемой орбитальной станции <Алмаз> был разработан РСА <Меч-А> (главный конструктор П. О. Салганик). До 1978 года РСА прошел полный цикл наземной отработки в составе станции <Алмаз> и был готов к запуску. Система радиолокационного наблюдения <Меч-К> (главный конструктор П. О. Салганик) для автоматической станции, подготовленная к запуску в 1982 году, была запущена только через семь лет в 1989 году на станции <Космос-1870>.
Космический радиолокатор землеобзора с синтезированной апертурой на ИСЗ <АЛМАЗ> Успешная эксплуатация в течение двух лет подтвердила высокое качество радиолокационных снимков и ценность информации для широкого круга пользователей. Выполненные научные программы с использованием РСА <Меч-К> и его модернизации <Меч-КУ> (и.о. главного конструктора И. Г. Осипов) на станции <Алмаз> позволили получить ценную информацию для отечественных и зарубежных потребителей. С 1968 по 1972 год проведена разработка РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой (главный конструктор Г. А. Зонненштраль). В 1973 году закончены совместные лётные испытания РСА для высотных и скоростных самолётов. За эту работу А. К. Володин, В. И. Геронин, Г. А. Зонненштраль, В. С. Пальмов, Л. Е. Плис удостоены Государственной премии. В 1964 - 1966 и 1967 - 1971 годы были проведены основополагающие научно-исследовательские работы по направлению авиационного дозора. К числу главных задач этих работ относилась выработка тактико-технических требований к РЛС, анализ спектров отражений от земли и выбор методов селекции малоразмерных целей на их фоне, получение экспериментального материала по отражающим свойствам различных земных покровов и формулирование требований к основным компонентам РЛС. Начиная с 1973 года, институтом проводится разработка бортового комплекса (главный конструктор О.Н. Яковлев) для самолета Су-24МР и РСА (главный конструктор В. В. Вепринцев) для этого комплекса. Работа заканчивается принятием этого комплекса в эксплуатацию. В 70-е годы институт продолжил работы по решению сложнейшей проблемы радиолокации - обнаружение низколетящих целей на фоне отражений от земной поверхности. Были проведены НИР по исследованию отражающих свойств подстилающих поверхностей в различных диапазонах радиоволн, методов цифровой обработки сигнала и многих других вопросов. С 1970 по 1976 год осуществлена разработка горного варианта радиолокационного комплекса <Перископ-В> (главный конструктор А.Т. Метельский). За эту работу Ю. М. Крестьянов, А. Т. Метельский, Л. Б. Нурик, А. Н. Панов, Н. С. Смоляр удостоены Государственной премии. В 1980 году были начаты испытания самолета А-50, для которого коллективом института вместе с соисполнителями был создан радиотехнический комплекс (главный конструктор В. П. Иванов). При этом институтом были разработаны главный информационный датчик РТК - бортовая обзорная РЛС (главный конструктор В. Ф. Погрешаев) и многомашинная бортовая вычислительная система (главный конструктор О. В. Резепов), являющаяся основой информационно-вычислительного комплекса. Решение этих задач стало возможно благодаря тому громадному опыту, который коллектив института приобрёл при создании ряда комплексов, систем и аппаратуры. В первой половине 80-х годов самолет А-50 после окончания государственных испытаний и опытной эксплуатации принят в строй.
Авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-50 printFooter(); ?> |